Ошибки частотного преобразователя: какие бывают и как устранить
Даже самый надежный преобразователь частоты может выйти из строя или работать некорректно. Рассказываем о частых ошибках, характерных при настройке и работе для большинства частотников, и способах их устранения.


Как понять, что частотный преобразователь неисправен
Чаще всего пользователи частотных преобразователей сталкиваются со следующими проблемами:
- при подключенном (команда ПУСК активна) ПЧ двигатель перестает работать;
- работа электродвигателя сопровождается сильным нагревом, вибрацией, шумом и прочими неприятностями;
- скорость вращения с подключенным частотником остается неизменной, либо изменяется самопроизвольно, то есть устройство не выполняет свою функцию.
При появлении таких неполадок прежде всего нужно убедиться, что неисправен именно преобразователь частоты, а не электродвигатель. Для этого можно запустить двигатель без частотника. Если он не будет работать или продолжит перегреваться, значит, проблема в нём.
Иногда преобразователь перестает реагировать на управляющие команды: не удается настроить режим работы и другие параметры. Если это случилось, нужно проверить параметры групп F01 и F02 назначающие сигналы управления.
Почему при работе ПЧ возникают ошибки
В большинстве случаев частотные преобразователи функционируют неправильно из-за ошибок программирования или внешних факторов. После появления любого кода ошибки частотника нужно убедиться, что ни одна из этих причин не влияет на работу устройства.
Внешние неисправности
К неисправностям и появлению ошибок частотного преобразователя могут приводить:
- Неправильный монтаж. Перед повторным включением преобразователя следует проверить подключение к обмоткам двигателя и удостовериться в правильном размещении прибора.
- Неисправность периферийных устройств. Желательно убедиться, что сетевые дроссели, автоматический выключатель, тормозной резистор и другие элементы функционируют правильно.
- Окисление соединительных клемм. Эту проблему легко устранить — нужно зачистить все соединения и прозвонить цепи.
- Загрязнение маслами. Моторное и трансформаторное масло может повредить управляющий блок преобразователя, поэтому при появлении загрязнений важно сразу же удалять их.
- Загрязнение пылью. Многие частотные преобразователи неспроста имеют пылезащитный кожух. Попадание пыли на внутренние элементы ПЧ может вывести его из строя. Особенно опасна токопроводящая пыль — она вызывает замыкание элементов электроцепей.
Некорректная настройка
Ошибки частотного преобразователя могут быть связаны с неверно выбранным режимом управления электродвигателем. Например, если при подключении насоса и вентилятора не выбран режим U/F, частотник будет работать некорректно. Аналогичная ситуация возникнет, если к ПЧ подключено несколько электродвигателей, но установлен векторный режим — он предназначен для регулирования оборотов только одного двигателя. Если сложно определиться с режимом самостоятельно, нужно использовать автонастройку. Вообще, автонастройку нужно использовать практически всегда. Если и это не поможет решить задачу, то лучше обратиться к профильному специалисту. Он поможет подобрать правильные характеристики для ручной настройки.
Еще одна частая проблема — ошибки при установке времени разгона и торможения (Данные параметры напрямую зависят от следующих факторов: мощность, тип нагрузки и прочих).
Для настройки частотника нужно обязательно учитывать не только тип и количество подключаемых устройств, но и знать ток и точную мощность нагрузки.
Как устранить неисправность частотника, зная код ошибки
Понять, почему частотник не функционирует, греется или работает некорректно, можно по коду ошибки на экране. Рассмотрим самые распространенные неисправности на примере индикации ошибок ПЧ ProfiMaster.
Перегрузка по току при ускорении (Err01), замедлении (Err02) или работе (Err03)
Такая ошибка может возникать из-за заземления или замыкания входной цепи, слишком низкого напряжения или воздействия непредусмотренной дополнительной нагрузки. Нужно устранить внешние неисправности и отрегулировать напряжение.
Если код появляется только во время ускорения или работы, возможно, мощности частотного преобразователя недостаточно и его следует заменить на более мощный. Также информация о перегрузке по току при ускорении появляется при запуске преобразователя во время работы электродвигателя, некорректных настройках усиления крутящего момента или времени ускорения — эти параметры следует перенастроить.
При замедлении перегрузка по току может возникать из-за отсутствия тормозного блока и резистора.
Перегрузка по напряжению при ускорении (Err04), замедлении (Err05) или работе (Err06)
Эти коды ошибки частотного преобразователя чаще всего возникают по трем причинам:
- слишком высокое входное напряжение — нужно обратиться к электрикам для замеров;
- действие внешней силы на электродвигатель — следует устранить его или установить тормозной резистор;
- слишком малое время ускорения или замедления — его необходимо увеличить.
Также подобная неисправность может появляться из-за отсутствия тормозного блока и резистора.
Пониженное напряжение на главной шине (Err07)
Такую ошибку частотный преобразователь выдает в следующих случаях
- слишком низкое входное напряжение — обратиться к электрикам для замеров;
- поврежден входной диодный мост или конденсаторы шины DC — обратится в сервисную службу.
Короткое замыкание (Err08)
Короткое замыкание возникает при перегреве, проблемах с кабелями и внутренними соединениями. Для устранения КЗ необходимо проверить устройства охлаждения, подключить все кабели по инструкции, установить дроссель или выходной фильтр. Повторное появление ошибки после исключения всех внешних факторов может указывать на неисправность платы или модуля преобразователя частоты.
Потеря входной (Err09) или выходной (Err10) фазы питания
Код ошибки 09 указывает на выход характеристик питания за пределы допустимого диапазона или поломку платы. Код 10 — на нарушение целостности кабелей между частотником и двигателем или дисбаланс трехфазного выходного тока. Если устранение внешних неисправностей не помогло исправить ошибку, необходима диагностика преобразователя в сервисном центре.
Перегрузка электродвигателя (Err11) или преобразователя частоты (Err12)
Перегруз возникает из-за некорректной настройки, слишком высокой нагрузки, торможения ротора электродвигателя или недостаточной мощности частотного преобразователя. Проблема может решиться после корректной настройки ПЧ, уменьшения нагрузки, проверки и устранения неполадок с электродвигателем. Если не решилась, нужен частотник более высокой мощности.
Перегрев (Err14)
Чаще всего частотник перегревается из-за слишком высокой температуры воздуха или засорения фильтра/радиатора. Но иногда перегрев связан с более серьезными неисправностями: повреждением вентилятора, термочувствительного резистора или модуля преобразователя частоты. Если ПЧ продолжает греться и выдавать ошибку после снижения температуры в помещении и очистки фильтра, необходимо связаться с сервисной службой
Другие коды ошибок
Преобразователь частоты может выдавать и другие ошибки, связанные с неправильной настройкой частотника и неисправностями внешнего оборудования. Расшифровку всех кодов, возможную причину появления неполадки, варианты самостоятельного устранения неисправности можно посмотреть в руководстве пользователя.
Если проблему не получается решить самостоятельно, нужно обращаться в сервисный центр. Специалисты НТЦ Приводная Техника выполняют диагностику и ремонт преобразователей частоты. Заполните форму на странице сервисной службы и опишите проблему. Мы оперативно свяжемся с вами и расскажем, что делать дальше.